Чемпионы силы и выносливости

Атлетизм в начале нашего века был массовым увлечением. Борьба и поднятие тяжестей пользовались в то время необычайной популярностью. Боролись и выступали с атлетическими номерами всюду: в роскошном петербургском цирке "Модерн" и в пуританском саду общества "Попечительства о народной трезвости", в городских театрах Одессы и Ставрополя, в парках Пензы и Оренбурга, в многочисленных балаганах, которые колесили по всей России. Ведущих атлетов и борцов знали все от мала до велика. Фотографиями силачей пестрели страницы спортивных журналов, их портреты выставлялись в витринах магазинов, их именами рекламировались товары. Тяжёлой атлетике и борьбе был посвящён специально издававшийся Журнал "Геркулес", имевший девиз: "Каждый человек может и должен быть сильным".

Не только люди простого сословия, но и многие выдающиеся деятели русской культуры и искусства — писатели А.Куприн, А.Блок, А.Чехов, В.Гиляровский, певец Ф.Шаляпин, художник И.Мясоедов и многие другие — были страстными поклонниками цирковых атлетов и борцов. Более того, многие из них сами с увлечением занимались спортом.

Куприн часто судил соревнования по борьбе и был своим человеком в цирке. Гиляровский, человек атлетического развития, в кругу своих друзей любил демонстрировать силовые номера (например, сгибал пальцами монеты).

В те годы ещё не было упорядоченной оценки силы, подобно пришедшему позже классическому троеборью (жим, рывок, толчок) и современному двоеборью (рывок, толчок). Атлеты мерили силу кто как мог, придумывая разнообразные силовые номера вроде сгибания кочерёг, поднятия камней или лошадей. Они рвали перед зрителями цепи, разрывали пальцами колоды карт, резиновые мячики, плели "узоры" из гвоздей и устраивали самые разнообразные состязания и конкурсы. Обычно эти номера показывались в цирках или на ярмарках.

Всеобщему увлечению поддавались не только мужчины, но и женщины. На аренах цирков выступали "атлетки" и "борчихи". Трудно судить, велика ли была польза от такого рода "спортивных" выступлений, однако сам факт существования женских чемпионатов и женщин-атлетов убедительно свидетельствует, насколько распространён был силовой спорт в России в начале XX века.

Можно с уверенностью утверждать, что именно цирк стал самым первым пропагандистом спорта сильных. В дальнейшем по мере проникновения в силовые конкурсы классического троеборья, а позже и двоеборья, где спортсмены выступают с одним снарядом — штангой стандартной конструкции, все разнообразные силовые трюки утратили свой спортивно-соревновательный дух и перекочевали в цирк, превратившись в зрелище. Перестали фиксировать эти трюки как рекорды и на страницах спортивных изданий.

"Отец российской тяжёлой атлетики" доктор В.Ф.Краевский говорил: "Я уверен, что за тяжёлой атлетикой в России — большое будущее. Такой массы исключительно сильных людей, мне кажется, нет ни в одной другой стране".

Современному любителю тяжёлой атлетики небезынтересно будет узнать о наиболее известных силачах прошлого — в своё время они были кумирами публики. И хотя теперь любителя спорта трудно удивить рекордами, некоторые достижения силачей прошлого всё же могут вызвать изумление. Итак, открывается парад знаменитых атлетов.

Король гирь

Под таким именем в начале нашего века на аренах цирков выступал замечательный профессиональный атлет и борец Пётр Федотович Крылов.

Крылов родился в Москве в 1871 году. Его отец был большим поклонником спорта и всячески поощрял увлечение сына физическими упражнениями. Учась в гимназии, Петя проводил все вечера на галёрке цирка, где с восторгом наблюдал за выступлением борцов и тяжелоатлетов, а дома усиленно тренировался с самодельными гантелями и гирями. Результаты тренировок не замедлили сказаться: Пётр легко выжимал двухпудовые гири и выполнял с ними различные трюки, увиденные в цирке.

Наступила пора приобретать специальность. Пётр поехал в Петербург, где закончил мореходное училище, и в качестве штурмана совершил путешествия в Индию, Китай, Японию и Англию.

Всё это время он упорно тренировался с гирями, которые возил с собой, а во всех портах, куда заходил его корабль, Крылов посещал атлетические клубы, где поднимал гири, штанги и боролся с местными атлетами. Часто он устраивал на палубе представления: жал двойники, крестился двухпудовкой, разводил гири на прямых руках в стороны, держа их телами вниз, жонглировал гирями. После трёхлетнего плавания Крылов поехал в Москву за новым назначением. Но любовь к цирку взяла верх, и Пётр окончательно решил стать профессиональным атлетом.

Первое время он занимался в атлетическом кабинете Сергея Ивановича Морро-Дмитриева — художника-ювелира фирмы "Лурье". К тому времени Морро-Дмитриев был уже первоклассным атлетом. В 1895 году Сергей Иванович выпросил у хозяев разрешение тренироваться в помещении угольного склада. Он оборудовал там спортивный зал, и эта атлетическая арена стала центром любительского спорта в Москве. Здесь Дмитриев воспитал таких первоклассных атлетов, как А.Бухаров, С.Осипов и И.Пименов.

Личные рекорды Дмитриева следующие: толчок двумя руками — 150 кг, толчок левой — 106 кг, толчок правой — 100 кг.

Вскоре Крылов соорудил спортивный зал и в подвале у себя дома. Он купил штангу, гири и продолжил тренироваться самостоятельно. Почувствовав себя подготовленным к выходу на арену, Пётр Крылов пошёл устраиваться на работу. 25 апреля 1895 года состоялся его дебют в роли атлета в балагане Лихачёва. Вот как вспоминал об этом периоде сам Крылов:

"Мы поехали по провинции — по мелким ярмаркам и садам. Чуть ли не каждый час приходилось мне работать, то ворочая гири, то борясь на поясах с любителями. Бывало, еле успеешь отдохнуть и напиться чайку, как опять заливается колокольчик перед дверью балагана, и осипший голос начинает выкрикивать: "Пожалуйте в театр живых чудес... Между прочими чудесами сказочный богатырь Пётр Федотович Крылов, уроженец города Москвы, покажет необычайные чудеса своей силы". Ну и опять ворочаешь штангу на сцене, которая ходит ходуном, ибо сколочена из барочного тёса."

Артистам в балаганах работать было тяжело. Брезент плохо защищал от дождя, ветра и холода, а выступать приходилось до 10 раз в день. Крылов всегда работал с тяжестями предельного веса, он не терпел никакого обмана. Да и зрители балаганов любили "потрогать" гири или цепи, с которыми выступал силач, чтобы убедиться, что они натуральные. Иногда из публики выходили такие силачи, что победить их в атлетических трюках было очень трудно, а подобные испытания происходили почти ежедневно.

Вскоре имя Крылова стало известным, и его начали приглашать владельцы других балаганов, а затем и цирков. Пётр Крылов проработал в балаганах два года. За это время он освоил много трюков, которые пользовались большой популярностью у зрителей: рвал цепи, из полосового железа завязывал "галстуки" и "браслеты", на платформе поднимал лошадь со всадником, выжимал штангу, в полых шарах которой помещалось по одному человеку, ломал подковы, делал растяжку с лошадьми. Его даже переезжал автомобиль. Особенно хорошо Крылов работал с гирями — ни один атлет того времени не мог сравниться с ним в демонстрации трюков с этим классическим спортивным инвентарём русских силачей.

В старом цирке атлеты часто предлагали желающим из публики повторить тот или иной трюк. Победителю обещалась денежная премия. На один из таких вызовов Крылова откликнулся знаменитый польский силач, чемпион мира по французской борьбе Станислав Збышко-Цыганевич. Этот атлет отличался мощной фигурой и колоссальной силой. При росте 175 см он весил 112 кг, окружность его грудной клетки составляла 130 см, окружность бицепсов — по 50 см, окружность бедра — 78 см.

Первым вступил в состязание Крылов. Он выжал две гири по 40 кг каждая, затем развёл прямые руки в стороны, держа гири телами вниз, продержал этот вес несколько секунд и снова поднял руки. После этого он проделал тот же трюк одной рукой с гирей весом 52 кг. Затем 5 раз выжал 120 кг двумя руками и толкнул штангу весом 137,5 кг. Последним номером было так называемое "доношение" — Крылов выжал левой рукой две гири по 40 кг, затем правой поднял с пола гирю весом 48 кг, взял её на бицепс и выжал вверх.

Затем на арену вышел Збышко-Цыганевич, но он смог повторить только два номера со штангой: жим и толчок.

Крылов принимал участие и в чемпионатах французской борьбы — которая была очень популярна в начале века, — где он не раз завоёвывал призовые места, а также в конкурсах на лучшую атлетическую фигуру. Крылов обладал редкой по рельефу и объёму мускулатурой. Вот его антропометрические данные: рост — 170 см, вес — 88 кг, шея — 47 см, окружность грудной клетки — 123 см, бицепс — 46 см, предплечье — 35 см, бедро — 67 см, икры — 40 см. Наряду с атлетическими выступлениями и схватками на ковре Крылов читал лекции о физическом развитии, делился своим опытом с молодёжью, был страстным пропагандистом атлетического спорта.

Тренировался Крылов по собственной системе. Он установил несколько мировых рекордов по тяжёлой атлетике. Личные его рекорды таковы: жим на борцовском мосту — 134 кг, жим левой рукой — 114,6 кг, жим левой двухпудовой гири — 86 раз, разводка прямых рук в стороны при удержании в каждой телом вниз гири весом 41 кг. Закончил свои выступления Крылов уже в возрасте 60 лет.

Феноменальный силач Якуба Чеховской

В 1913 году на тяжелоатлетических соревнованиях в Петрограде 1 в бывшем Михайловском манеже атлет Якуба Чеховской продемонстрировал сенсационный силовой трюк — он пронёс по кругу на одной руке шесть солдат гвардейского полка, за что был награждён почётным золотым поясом. Этот рекордный номер до сих пор не удалось повторить ни одному атлету в мире. Сам же Чеховской демонстрировал его в своих выступлениях постоянно. Не менее удивительны и другие номера атлета. Делая "мост", Чеховской держал па себе десять человек. На его грудь устанавливали помост, на котором размещался духовой оркестр из 30 музыкантов. На плечи Чеховского клали двутавровую стальную балку и 40 человек, повиснув, сгибали её до земли. Через его грудь проезжали 3 грузовых автомобиля с публикой.

Вот антропометрические данные Чеховского: рост — 180 см, вес — 125 кг, окружность грудной клетки — 138 см, окружность шеи — 52 см, окружность бицепса — 50 см.

Якуба Чеховской пользовался большим уважением среди собратьев по профессии. Вскоре после Октябрьской революции, в феврале 1918 года, его избрали вице-председателем Всероссийского союза борцов-атлетов. В мае 1918 года Я.Чеховской, Г.Лурих, М.Яковлев, Н.Башкирец и другие начали издавать первый советский спортивный журнал "Борец-атлет". Позже Чеховского назначили начальником спортклуба Всевобуча в Петрограде. С именем Чеховского связано создание первых советских спортивных коллективов. Свою 40-летнюю спортивную деятельность Я.Чеховской закончил летом 1937 года, выступив в шефском представлении в пользу осиротевших детей испанских патриотов на минском стадионе "Динамо", ему тогда шёл уже пятьдесят восьмой год.

Русский богатырь Григорий Кащеев

Лучшей характеристикой этого богатыря-великана служат слова известного организатора чемпионатов французской борьбы, главного редактора спортивного журнала "Геркулес" И.В.Лебедева:

"В бытность директором борьбы мне пришлось видеть много оригинальных людей, и самым интересным по складу характера я считаю великана Григория Кащеева. Трудно себе представить, чтобы человек, в течение 3-4 лет сделавший себе европейское имя, добровольно ушёл с арены обратно в свою родную деревню и опять взялся за соху и борону. Громадной силы был этот человек. Почти в сажень ростом, Кащеев, будь он иностранец, зарабатывал бы большие деньги, потому что силой он превосходил всех иностранных великанов."

Атлетическая карьера Григория Кащеева началась с того момента, когда он встретился с профессиональным атлетом Фёдором Бесовым, выступавшим в городе Слободской. Силач рвал цепи, разламывал подковы, поднимал тяжести, гнул медные пятаки, а в конце выступления вызывал желающих помериться с ним силой в борьбе на поясах. Победителю был обещан приз в 25 рублей.

Вся надежда была на Гришу, о силе которого по Вятской губернии ходили легенды. Например, Гриша мог, связав 12 двухпудовых гирь, взвалить их себе на плечи и прохаживаться с этим колоссальным грузом. Рассказывают, что однажды он положил в сани, в которых ездил подрядчик, обсчитывавший рабочих, сорокапудовую "бабу" для забивки свай.

И вот в конце своего выступления Бесов, как обычно, спросил публику: есть ли желающие побороться с ним на поясах?

— Есть! — раздался голос Гриши, и из задних рядов на арену стал пробираться бородатый гигант.

В домотканой одежде, в онучах и лаптях рядом с Бесовым он выглядел комично. Однако Гришу узнали, и по рядам разнёсся одобрительный гул.

Ни сила, ни знание приёмов, ни многолетний опыт не спасли Бесова от поражения. Бесов понял, что встретил самородка. После выступления он увёл Гришу за кулисы и начал уговаривать поехать с ним показывать силу. Бесов увлечённо рассказывал о будущей карьере Кащеева и тот в конце концов согласился.

У Григория началась новая жизнь — впрочем, конечно, совсем не такая, какую рисовал Бесов. Выступления Кащеева пользовались огромным успехом, но он всё чаще и чаще говорил: "Нет, уйду из цирка. Вернусь домой, землю пахать буду". В 1906 году Кащеев впервые встретился с борцами мирового класса. Подружился с Заикиным, который помог ему выйти на большую арену. Вскоре Кащеев клал па лопатки всех именитых силачей, а в 1908 году вместе с Поддубным и Заикиным поехал в Париж на всемирный чемпионат. Наши богатыри возвратились на родину с победой. Тут, казалось бы, и началась блестящая борцовская карьера Кащеева, но он бросил всё и уехал к себе в деревню.

Железный Самсон

Несколько десятилетий с цирковых афиш многих стран не сходило имя российского атлета Александра Ивановича Засса, выступавшего под псевдонимом "Самсон". Репертуар его силовых номеров был разнообразен: он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке; ловил руками 90-килограммовое ядро, которое выстреливалось из цирковой пушки на расстояние 8 метров; отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидевшими на её концах ассистентами; продев одну ногу в петлю, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой; ложился на пути грузового автомобиля с людьми, который проезжал непосредственно по его телу; на платформе поднимал два десятка человек; лёжа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом 500 кг. В знаменитом аттракционе "Человек-снаряд" он ловил в руки ассистентку, которая, подобно артиллерийскому снаряду, вылетала из жерла цирковой пушки и описывала над ареной 12-метровую траекторию.

Выступления Александра Засса пользовались большой популярностью. Это объясняется не только оригинальными атлетическими номерами, но и тем, что он не походил на других силачей тех времен, обладавших массивными фигурами и большим весом. Александр имел рост 167 см, вес его не превышал 80 кг, окружность грудной клетки составляла — 96-119 см, бицепсы — по 39 см. Он любил говорить, что большие бицепсы не всегда являются показателем силы, так же как и большой живот не говорит о хорошем пищеварении. Главное — это сила воли, крепкие сухожилия и умение управлять своими мышцами.

Очень часто Самсону приходилось отвечать на вопрос, как он достиг своей огромной силы. Обычно он говорил, что это результат вдумчивой и целеустремленной работы. Если проследить весь жизненный путь А.Засса, то можно увидеть, что путь этот состоял из непрерывного целенаправленного труда и строгого режима, позволявших ему постоянно сохранять высокую работоспособность в условиях колоссальных физических нагрузок.

Александр Иванович Засс родился в 1888 году в Литве, его детские и юношеские годы прошли в Саранске. Рос он в большой трудовой семье, где дети с ранних лет работали в саду, в поле и по дому. Времени хватало и на игры. Маленький Александр хорошо плавал, отлично ездил на лошади, катался на коньках.

В 12 лет, после того как отец взял его однажды в город па ярмарку, где впервые в жизни Александр попал в цирк, у него появилась мечта: стать цирковым артистом, силачом. Саша убедил отца выписать ему из Москвы книги о силачах. Вскоре Саша получил руководство по физическому развитию. Это была книга знаменитого в то время атлета Евгения Сандова "Сила и как сделаться сильным". Автор рассказывал в ней о своей атлетической карьере, о своих победах над знаменитыми атлетами Циклопом и Самсоном, о своих рекордах и даже о борьбе с огромным львом. Затем шло описание 18 упражнений с гантелями.

Это было как раз то, о чём мечтал Саша. Он сделал гантели из камней и палок, из тех же материалов смастерил себе подобие штанги. Во дворе построил два турника и трапецию. Упорно тренировался, устраивал самодеятельные цирковые представления перед своими близкими. Вскоре, однако, Александр обнаружил, что одними лишь упражнениями Сандова нельзя развить такую силу, которая необходима профессиональному атлету. Засс начал искать новые пути совершенствования своих физических возможностей. Освоил упражнения на самосопротивление Иттмана, волевую гимнастику Анохина, упражнения с тяжестями Гаррисона. Александр обращался с вопросами и получал в ответ письма с методическими советами от Морро-Дмитриева и Петра Крылова. Упорные занятия принесли ощутимые результаты. Александр при собственном весе 66 кг поднимал одной рукой 80 кг, несколько раз подтягивался на одной руке, всевозможными способами перелетал с одного турника на другой, делал сальто на лошади и ряд других трюков, которые он видел в цирке.

Попав в цирк, Самсон приобрёл профессиональные навыки во многих жанрах — таких, как воздушная гимнастика, джигитовка, борьба. Сначала он работал ассистентом у знаменитого Анатолия Дурова, затем ассистентом у атлета Михаила Кучкина. У этого силача он получил первую практику, и тот часто говорил молодому Зассу:

"Когда-нибудь, малыш, ты будешь очень знаменитым силачом, я ещё никогда не видел никого, кто был бы так силён, как ты, имея такой небольшой рост и вес."

Это предсказание сбылось. Засс проработал в цирке 60 лет и 40 из них выступал с силовыми номерами.

Вскоре Александру дали самостоятельный атлетический номер: он поднимал одной рукой трёх человек, держал в зубах платформу, на которой размещались двое самых тяжёлых борцов; ломал подковы; рвал пальцами цепи; делал растяжку с лошадьми; опираясь пятками на один стул, а затылком на другой, держал на груди трёх человек. Все эти номера пользовались большим успехом у зрителей.

Но вот в 1914 году грянула мировая война. Александра призвали в 180-й Виндавский кавалерийский полк. Как-то раз он возвращался из очередной разведки, и вдруг уже вблизи русских позиций его заметил противник и открыл огонь. Пуля прострелила ногу лошади Александра. Засс взвалил её па плечи и так принёс в своё расположение, пройдя с ней полкилометра. Провоевал Александр недолго: тяжело раненный в обе ноги, он попал в плен. Врачи собирались ампутировать ему ногу. Большого труда стоило уговорить их не делать этого. Александр надеялся, что встанет на ноги: он верил в чудодейственную силу лечебной гимнастики, которую сам для себя разработал. И он выздоровел.

Вскоре вместе с другими пленными Засса отправили на тяжёлые работы. Одну за другой совершил он несколько неудачных попыток бежать из плена.

Особенно примечательным был третий побег. Александр очутился в городе Капошвар, где в то время гастролировал цирк Шмидта. Представ перед хозяином цирка, Александр откровенно рассказал ему о побеге и предложил свои услуги. Рассказ незнакомца заинтересовал директора, и он попросил русского продемонстрировать свои способности — разорвать цепь и согнуть толстый металлический прут. Александр был не в форме, но легко справился с заданием. Взяв пальцами звенья цепи, он стал их, как всегда это делал, скручивать. На разрыв цепи ушло около минуты. Затем Александр согнул прут и подал его Шмидту. На отдых и репетиции Шмидт отвёл две недели, после чего состоялось первое выступление Александра. За это время были заказаны и расклеены по всему городу афиши. На них Александр впервые был назван Самсоном. Соскучившись по манежу, Засс с большим подъёмом демонстрировал свои любимые трюки. Весть об удивительном атлете разнеслась по городу. И однажды на представление Засса пришёл военный комендант. Посмотрев выступление, он заинтересовался, почему такой прекрасный молодой атлет не служит в австрийской армии. Естественно, выяснилось, что Самсон — это русский военнопленный Александр Засс.

Засса подвергли жестокому наказанию. Но железная воля силача не была сломлена пытками. Даже после того, как его водворили в крепость и заковали в цепи, Александр совершил свой последний и на сей раз удачный побег.

Вскоре он попал в Будапешт, где устроился работать грузчиком. Но мысль о цирке не оставляла Александра. И он снова оказался в цирке, директором которого был знаменитый венгерский борец Чая Янош. С этого момента начались гастрольные поездки по многим городам и странам. Антрепренёры старались перехватить друг у друга этого замечательного атлета.

Александр постоянно обновлял свой репертуар, внимательно изучал манеру работы других атлетов, стараясь всегда усложнить какой-нибудь из увиденных трюков.

Александр Иванович опубликовал несколько систем физического развития, часто выступал в спортивных клубах, демонстрируя перед спортсменами-любителями своё мастерство, изобрёл кистевой динамометр. Железный Самсон проработал в цирке около шестидесяти лет и до последних дней обладал большой физической силой. Последние годы он выступал с дрессированными животными, но иногда включал в программу и силовые трюки.

Так, на своих плечах Самсон на специальном коромысле носил по арене двух львов.

Умер А.И.Засс в 1962 году.

Ю.Шапошников